Урок № 3 Константы и ввод данных
Здравствуйте, в этом уроке мы продолжаем изучать язык программирования Паскаль.
Уроки Паскаль № 3 мы поговорим что такое константы и ввод данных.
Урок № 3 Константы и ввод данных
Сразу создайте заготовку, в которой мы будем работать с константами. Только не подсматривайте написать её нужно из памяти.
Как только заготовка готова пропишем несколько переменных.
Program Constants;
var
a, b: integer;
begin
end.
Теперь создадим константу. Что такое константа? Это похожее на переменную, но отличающее от неё тем что значение константы мы задаем сразу при описании и менять значение в процессе работы программы никак нельзя. В этом основное отличие. Почему переменная от слова «менять» потому что значение может меняться. Мы можем записывать новое значение переменной, а константа остается постоянной на протяжении всей работы программы.
Константа записывается так:
const
PI = 3.14;
H = ‘привет!’;
- Константы записываются с большой буквы. ( PI, H )
- У нецелых чисел ставится точка, а не запятая. ( 3.14 )
Это сделано что бы не путать переменные с константами в процессе работы программы. Когда программа маленькая отличить их просто, а если программа большая, то это становится проблематично.
Давайте что-нибудь сделаем с этими значениями. Наша программа выглядит так.
Выведем константу H на экран. Для это пишем оператор writeln(H);
Теперь изучим кое-что интересное. Это ввод значения. Мы можем выводить на экран значения, а как сделать так что бы человек мог ввести свое значение для этого используется оператор readln(); и здесь мы записываем какую-нибудь переменную.
Давайте создадим переменную типа string; в которой будем записывать имя пользователя. Которое у него будем спрашивать, назовем её так name: string;
Выведем сообщение, пользователю которое даст ему понять, что мы этого хотим.
writeln(‘Введите здесь своё имя: ‘);
и в оператор readln(); запишем переменную name выглядеть это будет вот так.
readln(name);
После ввода пользователя имени мы выведем его имя на экран и добавим сообщение к его имени.
writeln(H, name);
После всех изменений наша программа будет выглядеть так:
program Constants;
const
PI = 3.14;
H = ‘Привет!’;
var
a, b: integer;
name: string;
begin
writeln(‘Введите здесь своё имя: ‘);
readln(name);
writeln(H, name);
end.
После исполнения мы получим следующий результат.
Так же от пользователя мы можем принимать не только строки, но и числа.
У нас есть переменные a, b: integer; давайте сделаем простой калькулятор, который будет складывать два числа.
Вводим такие данные в конце программы
writeln(‘Введите значение а: ‘);
readln(a);
writeln(‘Введите значение b: ‘);
readln(b);
writeln(‘Сумма a + b = ‘, a+b);
Такой вот простейший калькулятор у нас получился.
Давайте уберем часть строк вот эти.
writeln(‘Введите здесь своё имя: ‘);
readln(name);
writeln(H,’ ‘, name, ‘.’);
Попробуем ввести такое число 3.14 в значение а. Нажимаем кнопочку исполнить программу получаем вот такую ошибку.
Ошибка выводится потому что мы попытались в целочисленную переменную integer записать не целое число 3.14 поэтому в таких вещах когда вы будете писать свою программу в которой будет использоваться ввод данных от пользователя и вы не будете уверенны что пользователь введет целое число обязательное нужно использовать вещественный тип real
Заменим строку a, b: integer; на
a, b: real; программа будет выглядеть так:
program Constants;
const
PI = 3.14;
H = ‘Привет!’;
var
a, b: real;
name: string;
begin
writeln(‘Введите значение а: ‘);
readln(a);
writeln(‘Введите значение b: ‘);
readln(b);
writeln(‘Сумма a + b = ‘, a+b);
end.
И вот результат исполнения программы.
На этом надо заканчивать урок, сегодня мы познакомились с элементом типа stringстроковыми, с переменной типа real вещественными. С переменными пока закончим мы их естественно будем использовать в будущих уроках. В последующих уроках мы познакомимся с более сложными элементами такими как ветвление, циклы.