Урок № 3 Константы и ввод данных

Здравствуйте, в этом уроке мы продолжаем изучать язык программирования Паскаль.

Уроки Паскаль № 3 мы поговорим что такое константы и ввод данных.

Урок № 3 Константы и ввод данных

Сразу создайте заготовку, в которой мы будем работать с константами. Только не подсматривайте написать её нужно из памяти.

Как только заготовка готова пропишем несколько переменных.


Program Constants;

var
a, b: integer;

begin

end.


Теперь создадим константу. Что такое константа? Это похожее на переменную, но отличающее от неё тем что значение константы мы задаем сразу при описании и менять значение в процессе работы программы никак нельзя. В этом основное отличие. Почему переменная от слова «менять» потому что значение может меняться. Мы можем записывать новое значение переменной, а константа остается постоянной на протяжении всей работы программы.

Константа записывается так:


const

PI = 3.14;

H = ‘привет!’;


  • Константы записываются с большой буквы. ( PI, H )
  • У нецелых чисел ставится точка, а не запятая. ( 3.14 )

Это сделано что бы не путать переменные с константами в процессе работы программы. Когда программа маленькая отличить их просто, а если программа большая, то это становится проблематично.

Давайте что-нибудь сделаем с этими значениями. Наша программа выглядит так.

 Константа

Выведем константу H на экран. Для это пишем оператор writeln(H);

Теперь изучим кое-что интересное. Это ввод значения. Мы можем выводить на экран значения, а как сделать так что бы человек мог ввести свое значение для этого используется оператор readln(); и здесь мы записываем какую-нибудь переменную.

Давайте создадим переменную типа string; в которой будем записывать имя пользователя. Которое у него будем спрашивать, назовем её так name: string; 

Выведем сообщение, пользователю которое даст ему понять, что мы этого хотим.

writeln(‘Введите здесь своё имя: ‘);

и в оператор readln(); запишем переменную name выглядеть это будет вот так.

readln(name);

После ввода пользователя имени мы выведем его имя на экран и добавим сообщение к его имени.

 writeln(H, name);

После всех изменений наша программа будет выглядеть так:


program Constants;
  const
    PI = 3.14;
    H = ‘Привет!’;
  
var
  a, b: integer;
  name: string;
  
begin
writeln(‘Введите здесь своё имя: ‘);
readln(name);
writeln(H, name);

end.


После исполнения мы получим следующий результат.

константа выполненная

Так же от пользователя мы можем принимать не только строки, но и числа.

У нас есть переменные a, b: integer; давайте сделаем простой калькулятор, который будет складывать два числа.

Вводим такие данные в конце программы


writeln(‘Введите значение а: ‘);
readln(a);
writeln(‘Введите значение b: ‘);
readln(b);
writeln(‘Сумма a + b = ‘, a+b);


константа калькулятор

Такой вот простейший калькулятор у нас получился.

Давайте уберем часть строк вот эти.


writeln(‘Введите здесь своё имя: ‘);
  readln(name);
  writeln(H,’ ‘, name, ‘.’);


Попробуем ввести такое число 3.14 в значение а. Нажимаем кнопочку исполнить программу получаем вот такую ошибку.

ошибка ввода данных\

Ошибка выводится потому что мы попытались в целочисленную переменную integer записать не целое число 3.14 поэтому в таких вещах когда вы будете писать свою программу в которой будет использоваться ввод данных от пользователя и вы не будете уверенны что пользователь введет целое число обязательное нужно использовать вещественный тип real

Заменим строку a, b: integer; на

a, b: real; программа будет выглядеть так:


program Constants;
  const
    PI = 3.14;
    H = ‘Привет!’;
  
var
  a, b: real;
  name: string;
  
begin
  writeln(‘Введите значение а: ‘);
  readln(a);
  writeln(‘Введите значение b: ‘);
  readln(b);
  writeln(‘Сумма a + b = ‘, a+b);
  
end.


И вот результат исполнения программы.

результат программы

На этом надо заканчивать урок, сегодня мы познакомились с элементом типа stringстроковыми, с переменной типа real вещественными. С переменными пока закончим мы их естественно будем использовать в будущих уроках. В последующих уроках мы познакомимся с более сложными элементами такими как ветвление, циклы.