Уроки Паскаль № 4 Условные операторы
Здравствуйте, сегодня мы поговорим про условные операторы. В статье мы обсудим тему условий в программировании.
Урок № 4 Условные операторы
Для начала наберем заготовку с двумя переменными a и b типа integer. Зададим им значение a := 0;
b := 7;. Далее идет оператор вывода writeln(‘a =’, a); writeln(‘b =’, b);
Это заготовка поможет нам в этом уроке. Мы подошли к такой теме как условные операторы, но прежде чем её изучать нужно понимать, что такое условный алгоритм?
Начнем писать конструкцию как она выглядит на языке программирования Паскаль.
Пишется if затем в круглых скобках (условие) если их несколько или это условие одно пишется условие. Далее пишется then и действие которое нам необходимо выполнить если условие, записанное в скобках, выполняется. Надо понимать, что такое истинное и ложное условие?
if (условие) then
действие;
Истинное условие например для нашей программы такое b > 0. Условие истинно в том случае если по логике оно верное или это правда.
В английском языке существуют 2 слова true правда и false лож. Если в дальнейшем вы будете встречать в различных языках программирования они соответствуют этим значениям.
Также есть переменная типа bool: boolen; она может принимать только два значения true правда и false лож. Если мы переменную bool просто поставим в условие. Выглядеть это будет так.
if bool then действие;
если истина, то дейcтвие;
Это действие будет выполняться всегда потому что у нас стоит истина в переменной bool. Если только мы не поменяем значение bool:= false;, то действие выполняться не будет.
Сильно не заморачиваетесь по поводу этой переменной bool просто надо понимать, что это такой служебный тип данных который применяется в определенных случаях, и принимает только два значения истина и ложь. Он используется в условиях в основном.
Запишем условие if a > 0 then действие; — это простейший вид условия, если, а больше 0 т. е. это истина то выполняется действие. Дальше идет выполнение программы. Если оно не истинно, то действие не выполняется, и мы движемся дальше по программе. Есть более усложненная версия этого оператора.
if a > 0 then
действие один
else
действие два;
Это значит, что если условие истинно, то выполняем действие.
Если условие ложно, то выполняется действие после ключевого слова else (иначе).
Перевод на русский. Если, а больше нуля истина, то выполняй действие один, иначе действие два.
if then else Если то иначе.
Некоторая сложность то что в блоке после then и else мы можем писать только одно действие в том виде которое оно есть и перед else точка с запятой не ставиться.
Если нам нужно перечислить несколько действий, то нужно воспользоваться такой конструкцией.
if a > 0 then
begin
действие1;
действие2;
end
else
действие3;
begin end она используется не только для обозначения начала и конца программы, но и для определения каких-то блоков в коде. Здесь есть тонкость после end мы ставили точку, перед else точка не ставиться. Внутри блока точки с запятой должны быть между действиями. Внутри блока begin end у нас своя маленькая программа, которая выполняется только в случае условие истинно и если условие ложно, то выполняется после else.
Если после else мы пишем begin end то после end должна стоять точка с запятой. Потому что мы закончили блок.
Не забываем про табуляцию она позволяет понимать логику кода, то что вложено в какой блок лучше видно, чем без табуляции. Если в будущем вы планируете быть программистом, ну конечно Паскаль для этого будет недостаточно. Когда вы будете писать свой код, скорей всего будете работать в компании, где вы будете не один такой программист. Удобно, когда несколько человек используют одинаковый способ вывода кода, вам легко будет разбираться в чужом коде, другому человеку будет легко разбираться в вашем коде. Особенно в крупных компаниях код пишется несколькими отделами в каждом отделе работает куча человек и без стандартизации такой подобной, там просто не получиться работать, будет большая трата времени на разбор кода. Так что привыкайте писать грамотно и красиво.
Давайте придумаем какие-то действия. Если, а > 0 мы будем присваивать значения переменным определенные, выводить и смотреть что у нас срабатывает.
if a > 0 then
begin
a := 78;
b := 22;
end
else
begin
a := 33;
b := 39;
end;
Если, а больше 0 то переменным, а и b присваивается значение 78 и 22 соответственно. Если это условие не выполняется то переменным, а и b присваивается значение 33 и 39.
По логике видно, что у нас а больше 0 то естественно выводиться будет этот блок.
begin
a := 78;
b := 22;
end
Этот блок будет игнорироваться.
begin
a := 33;
b := 39;
end;
Наша программа будет выглядеть так.
Как и планировали видим значение 78 и 22.
Теперь присвоим переменной, а значение 0 и посмотрим что получится.
На этом у меня все. До встречи в следующем уроке в нем мы поговорим про математические функции.